Вторник 
24.12.2024 
22:01
Приветствую Вас Гость
RSS
Официальный сайт МБДОУ
детский сад"Рябинушка"
г.Волгодонска
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Версия сайта для слабовидящих
Меню сайта

Сведения об организации



Важно



Категории раздела

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Воспитание патриотического самосознания старших дошкольников

«Воспитание патриотического самосознания старших дошкольников на основе возрождения традиций Донского казачества через реализацию авторской программы «Дончата».

Проблема патриотического воспитания детей в нашем Отечестве сегодня чрезвычайно актуальна. Последние годы свидетельствуют о том, что общество утратило представление о значении патриотизма как части национального менталитета. Появилась устойчивая тенденция к утрате и национальных, и общечеловеческих ценностей.

Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству.

Беседуя с воспитанниками нашего учреждения, мы выяснили что, 65% детей не знают истории своей семьи, не знакомы с традициями и культурой своих предков; у 43% детей не сформированы чувства свойственны русской душе: сострадание, милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу, общечеловеческие ценности.    

На слайде представлены результаты наших наблюдений.

Поэтому, мы решили объединить усилия педагогов, родителей, представителей общественных организаций, ради одного – заложить в сознании детей основные нравственные ценности: ценность и значимость семьи, родного края, природы, истории и традиций малой Родины.     Важность патриотического воспитания подчеркивается и в государственных нормативных документах.

Основные из них представлены на слайде: это и Федеральный закон «Об образовании в РФ», Указ Президента, Постановление Правительства и, конечно, «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином общества.

Наше глубокое убеждение заключается в том, что начинать эту работу необходимо с самого юного возраста. Поэтому, ребенок поступивший к нам в двухлетнем возрасте сразу попадает в детскую «казачью семью», начинает «впитывать» казачью культуру, обычаи и традиции своего народа.

На слайдах представлены фрагменты созданной предметно-пространственной среды: игровые комнаты; куклы, одетые в казачьи костюмы, макеты куреней, казачьи доспехи – предметы, содержащие казачью атрибутику.

В групповых помещениях оформлены центры детской активности, которые наполнены игровым и дидактическим оборудованием. Здесь собран материал об историческом прошлом и боевых подвигах казаков.

Для ознакомления воспитанников с различными ремеслами Донского казачества, развития навыков классификации объектов по различным признакам в группах оформлены центры «коллекций».

С целью воспитания любви к устному народному творчеству центры пополняются иллюстративными книгами, открытками, фотографиями, комплектами репродукции картин для глубокого проникновения в историю казачьей культуры.

Работа по приобщению воспитанников к истокам казачьей культуры систематически ведется через реализацию авторской программы «Дончата».

 

Цель программы:

Развитие познавательного интереса к истории Донского края, традициям Донского казачества и воспитание чувства любви к малой Родине.

Задачи программы:

1. Создать условия для реализации комплекса мероприятий, направленных на воспитание маленького гражданина своей Родины, любящего и уважающего традиции своего народа.

2. Формировать у детей основы нравственного сознания и самосознания личности на основе культурно-этических норм данного региона.

3. Обогащать представления воспитанников об истории, быте и традициях Донского казачества.

4. Воспитывать у дошкольников любовь и привязанность к семье, родному дому, улице, городу.

5. Поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру Донской природы.

6. Развить нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства Донского края.

 

Содержание программы строится на следующих принципах:

- систематичности и комплексности;

- гуманизации;  

- сотрудничества ДОО с семьей;

- приобщения детей к социокультурным нормам

- наглядности.

 

Программа включает 6 направлений:

«Граждановедение», «Мой отчий дом», «Краеведение», «Мир искусства», «История Дона», «Мир народного праздника». На наш взгляд, эти направления создают целостное восприятие детьми окружающего мира, жизни в этом мире, себя в этой жизни.

  1. Граждановедение - реализуется через НОД, проекты, диспуты, тематические беседы.

2. Мир народного праздника знакомит дошкольников с этническими корнями русской культуры, через доступную для их возраста форму народного праздника с его обычаями и обрядами, свое­образием культуры донского казачества.

 

 3. Содержание работы по направлению Мой отчий дом – заключается в объяснении воспитанникам истории Донского края и реализуется через непосредственное взаимодействие образовательного учреждения с представителями учреждений социума.

 

4. История Дона - включает в себя поисковые задания, экскурсии, рабо­ту кружка «История Дона». В нашем учреждении создан мини музей «Казачий курень», в котором проходят занятия по истории Дона и где часто звучат мифы, легенды, предания, песни и сказки «Тихого Дона», герои которых обладают чувством соб­ственного достоинства, готовностью постоять за родную страну.

 

5.Экологическая азбука – знакомит воспитанников с природой Дона, формирует созидательное отношение к окружающему миру, воспитывает бережное отношение к природе. Это направление реализуется через рабо­ту кружка «Мой край родной».

 

6. Профессиональная деятельность коллектива по реализации содержания блока Мир искусства – направлена на формирование эстетического вкуса детей, стремления строить свою жизнь по законам красоты. Дети узнают о раз­личных видах искусства наших предков, учатся их осваивать. С этой целью в ДОО организованы кружки «Биссероплетения», «Вышивания», где ребята приобретают практические навыки в изготовлении и использовании предметов казачьего быта.

 

 Программа реализуется по трем основным линиям:

  1. История предков.
  2. Духовное и культурное наследие, обычаи и традиции.
  3. Природа Донского края.

 

         Особое внимание в программе уделяется блокам «История Дона» и «Мой край родной», которые позволяют реализовать задачи одного образовательного пространства, исключают дублирование программного материала, осуществляют принципы непрерывности образования.

   

Содержание блока «История Дона» включает два основных раздела:

Раздел «Я и моя малая родина» - направлен на ознакомление детей с историей казачества, с далёким прошлым и настоящим Донского края, его населением, с такими понятиями как: род, Родина, Отчизна, семья, общество, земляки, село, станица, с формированием представлений о символах казачьей власти.

Раздел «Я и родная культура» -  направлен на введение детей в мир обычаев и обрядов донского казачества, ознакомление с особенностью жилища казаков, казачьим фольклором, казачьей кухней.  Формирование представлений детей о взаимоотношениях между старшими и младшими поколениями в казачьих семьях; на ознакомление детей с традиционными видами декоративно-прикладного творчества и промыслами народов, населяющих Ростовскую область.

 

   Блок «Мой край родной», включает следующие направления: «Природа Дона», «География Дона», «Предприятия города», «Литература Дона».

   Содержание представленных блоков построены таким образом, что последующий объем информации базируются на ранее полученной, дополняя и углубляя ее. Программа сформирована с учетом возрастных возможностей, психофизиологических и индивидуальных особенностей дошкольников, с учетом разных уровней развития воспитанников, активизируя разные виды детской деятельности и познавательной активности.

 

Мы предполагаем, что, проживая в таком образовательном пространстве, наполненном традициями, обычаями, культурой многих поколений ребенок:

1. Узнает историю своего региона, у него будет сформировано чувство любви к своей малой родине и ее далеком прошлом.

2. Познакомится с казачьим фольклором, с обычаями и традициями донского казачества, с играми казачат.

3. Приобретет умение бережно обращаться с животными и растениями.

4. Через продуктивную деятельность научится изготовлять предметы казачьего быта и приобретет практические навыки по их использованию.

5. Научится любить и охранять свою Родину, заботится о ней, чтить традиции Донского казачества.

 

        Создание единого воспитательного поля, единой социальной среды невозможно без четко выстроенной системы сотрудничества образовательного учреждения и семьи. Именно здесь успешно развивается и функционирует взаимодействие и партнерство, выстроенное на взаимном интересе сторон, равном вкладе и ответственности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям и сохранению семейных связей.

 В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большего такта и терпения от воспитателя, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. В рамках приобщения родителей к совместной деятельности особое значение приобретает их информирование о работе образовательного учреждения; проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительских собраний; привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, экскурсиях; вовлечение в образовательный процесс.

 Взаимодействие педагогического коллектива и родителей способствует ознакомлению детей с этническими корнями казачьей культуры, с укладом жизни и обычаев семьи, приобщает детей и родителей к духовно-нравственным ценностям, а также воспитывает желание следовать им и сводится к следующим формам работы:

- Казачьи фольклорные праздники: «Покров», «Казачий круг», фестиваль детского творчества «Юные дарования детского сада «Рябинушка».

- Круглые столы: «Семья вся вместе – душа на месте», «Сядем рядком, да поговорим ладком».

- Семейные вечера: «Семья сильна своими традициями», «История моей семьи».

- Лектории для родителей: «Казачьи обычаи и традиции», «Не меркнет слава ратная».

- Операции и акции: «Доброе дело», «Помощь ветерану» «Подарок солдату».

- Выставки семейного творчества: «Донские рукодельницы», «Дары Дона», «Казачьи ремесла».

- Экологические рейды «Степная зелёная аптека», «Чистый Дон», «Бабушкины секреты», «Посади дерево».

-Проекты: «Герб моей семьи», « Моя родословная».

 

В детском саду систематически проводятся совместные семейные праздники:

- Рождество. На занятиях дети разучивают рождественские колядки, участвуют в представлениях, узнают, что святки – это время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.

- Масленица проходит с веселыми шутками, играми, пением закличек, угощением детей блинами.

- Пасхальные посиделки с расписыванием пасхальных яиц и оформлением выставки «Пасхальное чудо».

Еще одним важным направлением в работе по патриотическому воспитанию является военно-патриотическое направление, которое включает в себя ознакомление с родами войск, доблестными подвигами защитников Отечества, воспитание гордости за нашу страну и ее защитников.

Стало доброй традицией приглашать ветеранов Великой Отечественной войны на праздник, посвященный Дню Победы. Ветераны рассказывают о ярких эпизодах непростой жизни фронтового поколения, тем самым знакомят детей с такими важными понятиями, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”.

На личном примере ветеранов дети убеждаются, как важно быть сильными, смелыми, самоотверженными, т.е. настоящими гражданами своей страны.

С целью приобщения детей к казачьим традициям и ценностям, в учреждении создан мини-музей «Казачий курень». Его наличие дает воспитанникам возможность окунуться в особенности казачьего быта, познакомиться с казачьим фольклором, с разными событиями в истории казачества.

Для детей старшего дошкольного возраста в ДОО организован кружок «История Дона» с целью ознакомления с историей и культурой казачества.

Целостный образовательный процесс способствует формированию у дошкольников духовно – нравственных и социокультурных компетенций.

Для обогащения представлений детей об особенностях народных традиций, формирования физических качеств для детей среднего дошкольного возраста организованна работа кружка «Игры казачат». Воспитанники знакомятся с казачьим фольклором, обогащают словарный запас, разучивая потешки, считалки, песенки Донского края. В казачьих подвижных играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций.

     В рамках сотрудничества образовательной организации с «Центром «Радуга» организована работа кружка «Краеведение для дошкольников: играй, выдумывай, пробуй!». Педагог дополнительного образования два раза в неделю проводит занятия с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Работа нацелена на знакомство детей с природой Донского края, формирование созидательного отношения к окружающему миру, осознания себе частью природы.     

   Тесное взаимодействие с представителями общественных организаций, таких как:

- Эколого - исторический музей «Казачий курень XIX века»;

- Восточный казачий округ войскового казачьего общества, Всевеликое войско донское;

- Молодежная организация по возрождению казачества   «Донцы»,

позволило расширить представления детей об истории своего региона, приобщить к истокам познания своего рода, обеспечить историческую преемственность поколений для сохранения и развития национальной культуры.

Представленный опыт работы дают педагогическому коллективу возможность выстраивать перспективы на будущее:

- Создание методического центра по распространению и внедрению опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной казачьей культуре.

- Трансляция опыта работы в рамках сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города через систему мастер-классов, семинаров, публикаций.

Категория: Информация | Добавил: kreop (14.05.2018)
Просмотров: 984 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт


Информационная безопасность



Поиск

Календарь







Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?