МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНУШКА»
Конспект мастер-класса
На тему:
«Об игрушках всерьез...»
Воспитатель: Е.Н. Бруцкая
г.Волгодонск
2012
Конспект мастер-класса «Об игрушках всерьез...»
Цели: повышение психологической и педагогической компетенции родителей путем углубления их знаний по выбору игрового материала, способствующего полноценному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Оборудование: магнитная доска, фломастеры, пластилин, бумажная «ромашка» с чистыми лепестками, стол с набором игрушек разного назначения: мягкие и резиновые игрушки, мяч, музыкальная игрушка, куклы, деревянный конструктор, погремушки, матрешка, мисочки.
Ход мастер-класса:
Педагог:
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о детских игрушках. Порой мы даже не задумываемся о значении и роли игрушек в жизни человека. А ведь они являются не только развлечением, но и элементом приобщения детей к миру взрослых. Игрушка - очень древнее изобретение человечества. На раскопках поселений времен первобытной эпохи были обнаружены детские игрушки. Традиционная игрушка - мудрое средство народной педагогики, обучающее детей трудовым навыкам, передающее от старшего поколения младшему накопленный веками опыт. В настоящее время в магазинах изобилие игрушек, но как выбрать для ребенка ту, которая отвечает моральным и эстетическим требованиям? Для детей всех времен и поколений игрушки имеют особое значение, поскольку являются одними из первых «близких друзей».
Каждый из нас когда-то был маленьким и у всех нас были любимые игры и игрушки. И давайте сейчас вспомним во что мы играли в детстве и какие игрушки предпочитали
Игра «Поменяйтесь местами те, кто...»
Описание: педагог заранее готовит на карточках вопросы (8-10 шт.), которые начинаются словами: «Поменяйтесь местами те, кто...».
- ... в детстве с удовольствием играл во дворе с мячом,
- … в детстве не купили игрушку, о которой он очень мечтал
- … в детстве любил спать с мягкими игрушками
- … любил играть в «доктора»
- … любил играть в «школу».
- … любил кататься на велосипеде или самокате.
- … в детстве с удовольствием катал машины.
Выбирается ведущий, который читает первый вопрос. Он стоит в центре круга из стульев, на которых сидят остальные участники. Ответившие на вопрос положительно должны быстро поменяться местами друг с другом. При этом ведущий занимает любое освободившееся место. Участник, который остался стоять (не успел занять свободный стул), зачитывает следующий вопрос.
(После разминки участникам предлагается рассмотреть разложенные на столе игрушки.
Важно, чтобы среди игрушек были те, которые не соответствуют возрасту детей, например, погремушки для младенцев или головоломки, наборы Лего, куклы Барби и др. Кроме того, наряду с качественными игрушками известных фирм-производителей должны быть представлены игрушки плохого качества: ядовитых расцветок, небрежно разрисованные, хрупкие, легко ломающиеся.)
Педагог:
Представьте себе, уважаемые родители, что вы пришли в игрушечный магазин покупать подарок ребенку. Вы должны выбрать только одну игрушку и пояснить, почему отдали ей предпочтение. Назовите самое важное, на ваш взгляд, качество этой игрушки и напишите его на лепестках этой «ромашки» (педагоги выбирают игрушки и заполняют «ромашку»).
Конечно, такой игрушки, которая бы совмещала в себе все важные качества одновременно, не существует. Поэтому дома необходимо иметь наборы игрушек разного вида и назначения. Их может быть несколько, и периодически, чтобы поддерживать интерес ребенка к игровой деятельности, наборы можно менять. А теперь давайте рассмотрим фотографии. Здесь игрушки, которые выбрали дети. Интересно сравнить с вашим выбором. Конечно, выбор ребенка не всегда совпадает с нашим. Значит, ребенок нашел в этой игрушке какие-то качества, притягательные для него сейчас. Хорошо, если вы сможете понять, что именно заинтересовало его в этой игрушке. Согласно научным исследованиям, игрушки для детей раннего возраста следует выбирать исходя из четырех основных критериев:
- возраст ребенка,
- прочность и безопасность,
- соответствие реальному и достоверному миру вещей и явлений,
- монофункциональность.
А сейчас давайте все вместе отобрем на этот поднос игрушки, которые не соответствуют перечисленным критериям. Все ли согласны с принятым решением? Если нет, то что бы вы добавили или, наоборот, убрали. Поясните, пожалуйста, почему вы отобрали именно эти игрушки.
Педагог:
У каждой игрушки свое назначение.
Давайте поделимся на команды по 3 человека. Вам необходимо создать макет игрушки из пластилина для развития тех или иных качеств у ребенка и презентовать ее, поясняя, как пользоваться игрушкой. Выберете направление, для развития которого вы придумаете игрушку:
- мелкая моторика рук;
- сенсорное развитие (слуховое, зрительное и тактильное восприятие);
- подражание действиям взрослых, навыки общения.
(В конце выполнения задания оцениваются созданные макеты с точки зрения соответствия их вышеперечисленным критериям «качественной игрушки». Педагог предлагает рассказать об интересных идеях и созданных макетах игрушек фирмам-производителям. В презентации к игрушке предлагается сложить рекламный слоган или стихотворение).
Сегодня мы еще раз поговорим об игрушках. Ведь наша задача – научить ребенка играть ими. И пришли к выводу, что ассортимент игрушек довольно разнообразен. Но главное – приобрести ту игрушку, которая будет приносить радость и соответствовать всем вышеперечисленным критериям. И тогда наши дети будут с удовольствием играть с ними и развиваться.
С презентацией по данной статье вы можете ознакомиться по следующей ссылке |