МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНУШКА»
Круглый стол на тему:
Воспитатель: Бруцкая Е.Н.
Задачи:
- Осознать необходимость заботиться о здоровье своих детей.
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
- Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.
Предварительная работа: Анкетирование родителей.
Вступительное слово:
Ничего нет важнее, чем наше здоровье и здоровье наших близких. Все мы хотим, чтобы наши дети росли и развивались, чувствовали себя хорошо, были полны энергии и наслаждались жизнью во всей её полноте.
Помните: привычки и модели поведения, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребёнка – оказывают влияние на человека на протяжении всей жизни, и большинство из нас, как бы хорошо мы ни жили, могли бы быть более активными физически, и питание наше могло бы быть поздоровее. Даже незначительные изменения в нашем сегодняшнем образе жизни могут иметь колоссальное значение для будущего наших детей.
Чем меньше ребёнок, тем в большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие и т.д.
Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Здоровье детей – цель, где безусловно сходятся интересы семьи и общества. Общность интересов в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.
Как родитель Вы, возможно, знакомы с основами ЗОЖ.
Здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.
Чтобы помочь своему здоровью и здоровью Ваших детей, каждый может сделать следующее:
– воспитывать с раннего детства здоровые привычки и навыки;
– соблюдать простые правила гигиены;
– отказаться от вредных привычек (от употребления алкоголя, табакокурения, от азартных и компьютерных игр);
– повышать защитные силы организма (закаливание, прогулки на природе, приём витаминов);
– есть пищу, полезную для здоровья, овощи, фрукты и не есть то, что вредно (питаться умеренно, сбалансировано, регулярно и своевременно);
– вести активный образ жизни (утренняя гимнастика, спорт, секции, туризм);
– создать благоприятный психоэмоциональный климат в семье;
– стараться быть добрым и делать добрые дела.
Если только родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни.
Беседуя с детьми о здоровье, я спросила: «Дети, что нужно делать человеку, чтобы не болеть?» Они ответили не задумываясь - пить таблетки. «Подождите»,- сказала я. «Ведь человек не болен. Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым?» «Пить таблетки». Начали разбираться и пришли к выводу, чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни, который включает несколько положений.
- Правильное питание
- Режим
- Культурно-гигиенические навыки
- Закаливание
- Физкультура
- Прогулки на свежем воздухе.
- Отказ от вредных привычек.
Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, его функциях, узнает о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни.
Известный психолог Владимир Леви писал: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые
- не здороваются
- не умываются
- не чистят зубы
- не читают книги
- не занимаются (спортом, физкультурой. танцами и т.д.)
- не работают
- не женятся
- не лечатся
И всё только потому, что их к этому принуждали». В большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Для этого нужно проявить и артистизм, и хитрость, и фантазию. Ну и, безусловно, собственный пример родителей. Если ребёнка насильно принуждать заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены, он быстро теряет интерес к этому.
Вопросы дискуссии.
- Что, по Вашему мнению, входит в понятие «здоровый образ жизни»?
- Какова роль родителей в приобщении дошкольников к ЗОЖ?
- Проанализируйте ответы родителей вашей группы на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семьях. Какие Вы выявили соответствия или несоответствия? (вопросы анкеты прилагаются).
- Проявляют ли родители Вашей группы достаточную активность в физическом воспитании детей?
- Какие можно выделить показатели хорошей результативности в работе педагогов с родителями по данной проблеме? (примерные ответы):
а) Создание благоприятной атмосферы в отношениях между родителями и педагогами
б) Увеличение количества вопросов родителей по проблеме укрепления здоровья детей
в) Повышение интереса родителей к индивидуальным беседам по их ребенку по данной проблеме
г) Повышение инициативы родителей, выраженной в предложениях или помощи в решении проблем оздоровления детей
д) Повышение активности родителей и их участия в обсуждениях, в выступлениях по данной проблеме
Отвечая на вопрос: что мы можем сделать в повышении роли родителей в приобщении детей к ЗОЖ? – выполните задание: подберите формы работы с родителями по проблеме: «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах физического воспитания детей и повышение роли родителей в приобщении их к ЗОЖ»
Питание.
- Максимально разнообразить стол.
- Стараться включать в рацион овощи и фрукты, выращенные в нашей полосе.
- Не заставлять есть, когда не хочется.
- Не награждать едой.
- Не ссориться во время еды. Оставлять выяснение отношений на другое время.
- Исключить из рациона напитки типа "кока - кола", чипсы.
- Помнить, что сладкое после основной пищи вызывает брожение в желудочно - кишечном тракте.
- Ужинать не позже, чем за 2 часа до сна.
Режим дня.
Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Родителям детей, посещающих детский сад, нужно следить за тем, чтобы режим дня в выходные дни дома не отличался от режима дня в детском саду. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности. В результате недосыпания человек становится раздражительным, невыдержанным, злым и нетерпеливым.
Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:
- Перед сном не наедаться.
- Спать нужно в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха 16-18 градусов.
- Спать нужно, как можно более раздетым.
- Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.
- Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночи.
- Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.
- Важно, чтобы ребёнок дома засыпал в одно и то же время.
Закаливание.
Закаливание - самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Обычно под закаливанием понимают воздействие холодом. Но и тепловые воздействия оказывают оздоровительный эффект. Совместные походы в баню, кроме оздоровительного воздействия даёт много положительных эмоций. Самое главное - перепад температур. Организм человека приобретает неуязвимость к колебанию температуры окружающей среды. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой. Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем. Соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности. Избегать крайностей. Переохлаждение недопустимо!
врач Себастьян Кнейп выдвинул лозунги «Самая лучшая обувь - отсутствие обуви», «Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни». При первой же возможности ребёнку нужно ходить босиком. Дайте детям в летний период возможность ходить босиком по песку и по асфальту, по мелким камушкам и шишкам. Кроме закаливающего эффекта - это прекрасное средство профилактики плоскостопия.
Двигательная активность.
Существует связь между физическим развитием ребёнка и развитием его интеллекта. Играйте с детьми. Игра - способ познания мира. Запрещать ребёнку играть - значит запрещать развиваться! Нужно сочетать двигательную активность с семейными прогулками на природе.
Кроме пользы - только польза.
Совместные велопрогулки, каток, поход в парк, пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, природный материал (шишки, жёлуди, камни, палки) – всё это стимулирует двигательную активность детей. Во время прогулок совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности.
Ограничение телевизора и компьютера.
Как утверждают американские специалисты – в их стране среднестатистический родитель внятно разговаривает со своим ребёнком 38 минут в неделю. А среднестатистический ребёнок за неделю проводит у телеэкрана 28 часов. В числе пагубных воздействий телевизора и компьютера – ухудшение зрения, заболевания суставов, ожирение, повышение кровяного давления. Дети часто теряют чувство реальности. Маленькие дети больше подвержены отрицательному влиянию сцен насилия. Установлено, что на детей, которых любят, с которыми родители много общаются, смотрят вместе телевизор, сцены насилия оказывают менее сильное воздействие, чем на детей, растущих в неблагоприятных условиях.
Здоровье Вашего ребёнка в Ваших руках, дорогие родители!
К сожалению, в силу недостаточного развития уровня культуры и образования в нашем обществе в последнее время здоровье ребёнка в семье не является абсолютным приоритетом! Многие родители не могут служить своим детям положительным примером здорового образа жизни, как и не могут создать ребёнку позитивную мотивацию быть здоровым!
Здоровый образ жизни – это залог счастливого и успешного будущего. А будущее начинается сегодня. От того, что мы сделаем сегодня, будет зависеть Завтра.
Здоровье - это целенаправленная работа на всю жизнь!
А то, что закладывается в ребёнка с детства – остаётся с ним на всю жизнь!
Анкета для родителей:
“Путь к здоровью ребёнка лежит через семью”
Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребёнка является значимой для нашего дошкольного учреждения. Просим Вас ответить на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семье.
Заранее благодарим Вас!
- Как оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?:
- плохое,
- удовлетворительное,
- хорошее?
- Сколько раз болел Ваш ребёнок за прошедший календарный год?
- В котором часу Ваш ребёнок ложится спать?
- Делает ли Ваш ребёнок зарядку?
- Делаете ли Вы сами зарядку утром?
- Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время?
- Сколько времени Ваш ребёнок смотрит телевизор или играет в компьютер?
- Существуют ли в Вашей семье традиции по физическому воспитанию? Если “Да”, то какие?
- Как Вы развиваете интерес к здоровому образу жизни у Вашего ребёнка?
- Для сохранения здоровья своих детей я предлагаю
|